Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 14 «Ромашка» г. Белореченска муниципального образования Белореченский район
ПАСПОРТ
Методическая разработка по познавательному развитию детей с использованием игровой инновационной технологии «Лэпбук».
Тема: «Малышам о пожарах и пожарных»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Автор – составитель: воспитатель
Скоридченко Светлана Анатольевна.
2020 г.
Пояснительная записка.
Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в настоящий момент осуществляется согласно концептуальным основам ФГОС ДО - это новая ступень в развитии дошкольного образования.
Если вчера сад, прежде всего, обучал, а потом воспитывал, то сегодня пред нами стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребёнка, способного, используя полученные знания, развивать самого себя.
Поэтому передо мной стала задача поиска новых инновационных форм взаимодействия с детьми, которые помогли бы детям раскрыть их личностные качества; формировать познавательно-исследовательские способности, а также поддержать детскую инициативу, самостоятельность и творчество. Так в своей педагогической практике наряду с применением иных различных передовых технологий, я использую инновационную игровую развивающую технологию «Лэпбук». Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга), интерактивная папка для детей на заданную тему. Это такая самодельная папка, которую ребёнок может удобно расставить, разложить на столе и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить ее содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке. В процессе взаимодействия с «лэпбуком» дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами применяя познавательно-исследовательские способности. Все материалы «лэпбука» соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. «Лэпбук» способствует:
-пониманию и запоминанию, структурированию дошкольником информации по изучаемой теме;
-расширению и обогащению словарного запаса;
-развитию связной речи;
-развивает познавательный интерес и творческое мышление;
-приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
-повторению и закреплению материала по пройденной теме;
-развитию личности, мотивации, способностей.
На современном этапе развития общества и современных технологий одним из важнейших моментов безопасности жизнедеятельности для детей, остаётся обучение их правилам пожарной безопасности. В связи с тем, что информации, которую необходимо донести детям по этой теме много, но вся она расположена отдельно друг от друга, возникла необходимость создания такого универсального пособия, как лэпбук. Это методическое пособие воспитатель может использовать в работе со старшими дошкольниками, как учебное, а также дети в их самостоятельной игровой деятельности.
Актуальность.
Огонь всегда имел и имеет притягательную силу для человека и жизненную необходимость: с одной стороны, огонь – друг человека, а с другой может быть врагом. Без огня очень плохо – не приготовить пищу, не осветить дом. Сейчас, в наше время, когда все электрифицировано, огонь, по-прежнему, играет немаловажную роль. К сожалению, ежегодная статистика, показывает рост числа происшествий, в которых от огня страдают дети. Особенно огонь привлекает детей. Поэтому очень важно их познавательный интерес направить в нужное русло. А это значит, что дети должны знать правила обращения с огнем. Родителям и педагогам необходимо помочь детям узнать как можно больше об окружающем мире, предостеречь о возможных опасностях, которые их ожидают на пути к познанию. Данное дидактическое пособие дает детям возможность в игровой форме закрепить полученные знания о пожарной безопасности. Актуальностью данной игровой технологии является то, что «лэпбук» - это отличный способ закрепления и повторения материалов, с которыми ребенок уже был знаком.
Цель.
Закрепление элементарных правил пожарной безопасности с детьми, развитие у них чувства самосохранения.
Задачи:
• Уточнить знания детей о профессии пожарного.
• Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.
• Формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
•Формировать навыки осознанного безопасного поведения при обращении с огнем;
• Продолжать учить детей безопасному обращению с бытовыми приборами;
• Продолжать знакомить со средствами пожаротушения;
•Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.
• Активизировать словарь;
•Поддерживать стремление дошкольников к самостоятельной познавательно - исследовательской деятельности;
•Воспитывать ответственность за свою жизнь.
Разработанное мною дидактическое пособие, с применением игровой инновационной технологии «лэпбук», имеет свои необычные элементы и крепления элементов (я создала их, вдохновлённая обожаемыми всеми ребятишками книжками с кармашками и бизибордами). Оно позволяет решить перечисленные задачи в форме игры, речевого и изобразительного творчества, обобщить, закрепить, систематизировать имеющиеся знания детей о пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях, а также повысить уровень познавательной, речевой и творческой активности.
Комплектация.
Данное дидактическое пособие имеет 6 блоков (4 основных и 2 – дополнительных), каждый из которых предполагает информативную и игровую формы «общения» с детьми.
Лэпбук имеет большой размер, поэтому удобно играть нескольким детям одновременно, как в одну, так и в две-три разные игры, не только не мешая друг другу, а, напротив, увлечённо общаясь, советуясь, радуясь успехам и находкам товарищей! Или обращаясь с педагогом!
А ещё он очень ярок и привлекателен для детей! В нём есть детали, выполненные из традиционных материалов: бумаги и картона, ткани и ниток, а, кроме этого, из пластика, и даже металла.
В каждом разделе представлены развивающие элементы, позволяющие решать различные задачи образовательных областей:
социально – коммуникативного развития;
познавательного развития;
речевого развития;
художественно – эстетического развития
в соответствии с Федеральным Образовательным Государственным Стандартом.
Первый (левый) блок включает в себя:
Информативный материал:
Книжки – гармошки «Можно» - «Нельзя»;
Фигурный конверт «Причины пожара».
Практический материал:
Комплект карточек «Огонь-друг; огонь-враг»
Лото «Правила поведения при пожаре»
1.Комплект карточек и два кармашка-огонька «ОГОНЬ-ДРУГ», «ОГОНЬ-ВРАГ»
Ребёнок достаёт из общего кармана карточку и, ориентируясь на мимику «огонька» на кармашке, определяет в зависимости от рисунка на карточке, в каком случае огонь необходим человеку, а когда - опасен, вставляет карточку в соответствующий карман.
Тем самым уточняет знания о пользе и вреде огня; развивает ориентировку на плоскости, мелкую моторику, логическое мышление, коммуникативные навыки.
На обложках книжек условные обозначения. Ребёнок тянет за ленточку. Раскрывается гармошка. Ребёнок сравнивает ситуации изображённые на картинках и, рассуждая, делает, вывод, что означают незнакомые знаки на обложках! Условное обозначение «+» значит, как можно поступать, если случится пожар, а обозначение «V» - чего ни в коем случае нельзя делать в ситуации пожара! Для детей это маленькое открытие, которое имеет большое значение для их безопасности!
Дать представление об опасности, которая возникает во время возгорания; уточнить у детей правила поведения во время пожара. Формировать навыки пожарной безопасности. Развивать внимание, мышление, память, умение анализировать, делать выводы. Познакомить детей с условными обозначениями «Можно», «Нельзя».
3. Фигурный кармашек «ПРИЧИНЫ ПОЖАРА»
Ребенок видит кудрявое дерево. Приоткрывает его ветви, раскрывая створки кармашка, и рассматривает картинки на его створках, которые сходятся в центре, где изображён на картинке пожар. Ребёнок сопоставляя изображения и их расположение, приходит к выводу о причинах пожара. Он может рассказать об этом товарищу, который умеет читать, и, прочитав, подтвердит правильность его догадки!
Уточнить у детей, что может стать причиной пожара. Развивать у детей мышление, логику, внимание, зрительную память, познавательную активность, умение анализировать, делать выводы.
4.Лото «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ»
В игровой комплект входят: 3 большие карточки в маленьком кармане и девять маленьких в кармашке - доме. Играть в лото могут 1-3 человека.
На первом этапе воспитатель читает детям текст на карточках, предлагает обсудить изображённые на них ситуации, при которых может возникнуть опасность пожара. Затем ребята могут играть самостоятельно.
Игра развивает внимание, мышление, умение ориентироваться на плоскости игрового поля, мелкую моторику, закрепляет у детей знания правил поведения при пожаре, умения рассуждать, обосновывать свою точку зрения; формирует коммуникативные навыки совместной игры, толерантность.
Второй блок (центральный) включает в себя:
Многоцелевое 3-Д сюжетное изображение «Рассмотри – расскажи"; окошко «Загадки»
1.«Рассмотри и расскажи» (проводится с воспитателем)
Дети внимательно рассматривают картинку, отвечают на вопросы воспитателя по содержанию. Затем составляют рассказы по картинке.
«Расскажи, что запомнил» (проводится совместно с воспитателем)
Воспитатель показывает детям несколько секунд картинку. Затем закрывает её дополнительной створкой лепбука и спрашивает у ребят, кто что запомнил из увиденного. Развивает зрительную память, внимание, речь.
«Любопытный»(проводится совместнос воспитателем)
Воспитатель предлагает детям назвать: где находится розовый дом? С какой стороны от жёлтого дома находится пожарная машина? Откуда достаёт пожарный котёнка? Где располагается солнышко? Какого цвета крыша у жёлтого дома. Столько окон в пожарной машине? И т.д.
Потом предложить детям самим задавать вопросы воспитателю или товарищам.
Развивать внимание, мышление, умение определять и называть взаимное расположение предметов в пространстве, навыки счёта. Формировать грамматический строй речи, умение правильно употреблять в речи предлогов до, около, перед, за, отвечать на вопросы распространёнными предложениями.
2. Окошко «Загадки»
Дети видят оттопыренный край тучки. Открывают окошко-там загадки. Сначала воспитатель читает загадки детям, затем они сами, запомнив, загадывают их друг другу, придумывают свои загадки.
В ходе этого упражнения у детей развивается память, логическое мышление, речь, творчество.
Третий (центральный) блок включает в себя:
Практический материал:
Комплект «Что нужно пожарному?».
Мобильный макет пожарной машины с окошками (что нужно пожарному) и стрелкой-напоминанием «Проверь!».
Комплект карточек «Потуши костерок»
Информативный материал:
Конверт «Форма пожарного»
Окошко «Огненные пословицы»
1.Комплект «Что нужно пожарному?».
В оборудовании этой игры, я использовала необычное приспособление (это моё ноу хау – отрезанные и прикреплённые к лепбуку горлышки литровых молочных бутылок с закручивающимися на них крышечками, на которые наклеены изображения предметов).
Ребёнок сразу откручивает все крышечки (это интересно!), затем обращает внимание на уже знакомые ему условные обозначения и картинку с изображением пожарного в центре, догадывается о том. что ему следует делать, с какой стороны какие крышечки прикручивать.
Мобильный макет пожарной машины с окошками (что нужно пожарному) и стрелкой-напоминанием «Проверь!»-
это элемент самопроверки для ребёнка. Он видит стрелку, указывающую на пожарную машину, начинает открывать створки окошек на ней. Видит изображения предметов, необходимых пожарному для тушения пожара, сверяется с уже выполненым им предыдущим заданием.
В ходе игры ребёнок ребёнок уточняе. Какие предметы деобходимы в работе пожарного. У ребёнка формируется внимание, логическое мышление, память, познавательно-исследовательский интерес, умение ориентироваться на плоскости; развивается мелкая моторика, умение анализировать, формируются навыки самоанализа.
Макет пожарной машины мобильный, так как крепится к основе лепбука на липучках.
Ребёнок может отлепить макет пожарной машины и «отправиться на помощь» - тушить пожар, спасать людей и, конечно, кошку!
В ходе сюжетной игры развивается познаватеьный интерес, внимание, воображение, связная речь; формируются комуникативные навыки, толерантность; воспитывается уважение к людям героических профессий, чувства взаимопомощи, сопереживания.
3.Комплект карточек «Потуши костерок» в съёмном металлическом ведёрке на металлическом крючке и кармашек- «костерок»
Эта игра-сортёр очень интересна тем, что ребёнок может снять настоящее миниатюрное ведёрко с крючка, высыпать на стол все карточки, на которых изображено то, чем можно (или нельзя) потушить костёр и отобрать необходимые, вставляя их в кармашек - «костерок» или доставать их по-одной из ведёрка, висящего на крючке.
Обычно дети в восторге от самого процесса игры, в ходе которой они не только получают познавательный опыт, развивают мыслительные процессы, мелкую моторику, но и получают огромное удовольствие!
4.Конверт «Форма пожарного»
Ребёнок развязывает леточку и открывается конвертик, где он знакомится с формой одежды пожарного. Обращает внимание на защищающую от огня, обрушивающихся при пожаре тяжёлых конструкций экипировку пожарного. Воспитатель знакомит детей с названием и, если дети сами не догадываются, с назначением каждой вещи.
Таким образом, расширяются знания детей о профессии пожарного, пополняется словарный запас. В детях воспитывается уважение к людям этой героической профессии. Развивается мелкая моторика.
5. Окошко «Огненные пословицы»
Здесь педагог знакомит детей с пословицами, относящимися к огню и предлагает детям порассуждать: Как дети понимают пословицу? О чём она говорит? Чему учит?
Формировать у детей познавательный интерес, умение логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения; развивать речевую активность детей.
Четвёртый (правый) блок включает в себя:
Информативный материал:
Книжка (в виде огнетушителя) «Профессия пожарный»
Практический материал:
Книжка ЛОТО «Кем быть?»Игровой диск с вращающимися деталями «Кто, где?»
1.Книжка (в виде огнетушителя) «Профессия пожарный»
Дети могут сами перелистывать книжку, рассматривать яркие иллюстрации, многое они уже выяснили, выполняя задания в лепбуке, а об остальном им прочитает воспитатель.
В результате, дети уточняют, расширяют и закрепляют знания о профессии пожарного; активизируется речь детей, обогащается словарный запас; у них развивается познавательный интерес, воспитывается чувство гордости за людей этой героической профессии.
2.Книжка ЛОТО «Кем быть?»
Это книжное издание, уточняет знания детей о людях разных профессий, обогащает их словарный запас, развивает познавательную активность, воспитывает уважение к труду взрослых.
3. Игровой диск с вращающимися деталями «Кто, где?»
На игровом диске закреплены 4 вращающиеся детали разного размера в виде снежинок, скреплённых в центре диска. На каждом элементе каждого лучика снежинки изображение части фигуры человека определённой профессии (полицейского, моряка, повара и т.д).
Эта игра на внимание, развитие мелкой моторики, речи; умение различать и называть элементы форменной одежды людей разных профессий.
Пятый (дополнительный) блок включает в себя:
Практический материал:
Конверт-перевёртыш с комплектом карточек «Парные картинки»
Конверт «Пазлы»
Игра «Восстанови картинку» с раскладным игровым полем и конвертом с комплектом карточек - вкладышей
Конвертик с набором геометрических фигур «Почини комбинезон пожарного»
1. Конверт-перевёртыш с комплектом карточек «Парные картинки»
Дети открывают конверт-перевёртыш с резиночкой-держателем и достают картинки, на которых изображены фигурки спасателей в разных позах с разными предметами. Необходимо найти двух одинаковых спасателей.
Развивать внимание, зрительную память, мышление, мелкую мотрику. Умение определять и называть взаимное расположение предметов в пространстве
2.Конверт «Пазлы»
Пазлы в конверте объеденены общей темой «Пожаротушение», в комплекте пазлы разной сложности: начиная с самых простых, где изображение составляется из двух-четырёх элементов и до более сложных (из шести-девяти элементов).
Игра способствует развитию внимания, мышления зрительной памяти, мелкой моторики.
3. Игра «Восстанови картинку» с раскладным игровым полем и конвертом с комплектом карточек - вкладышей
Игра представляет из себя раскладное игровое поле, состоящее из трёх створок. На каждой из створок - сюжетная картинка с недостающими элементами изображений. В конверте, расположенном с тыльной стороны одной из створок игрового поля, находятся картинки- вкладыши к этой занимательной игре.
Играть могут 3-4 ребёнка. Варианты игры:
1) из числа игроков выбирается ведущий, он достаёт из конверта по одному вкладышу, игроки определяют, к чьей картинке он подходит(выигрывает тот, кто первый восстановит картинку);
2) игроки достают и раскладывают на столе перед собой все вкладыши и подбирают, подходящие для своей картинки (выигрывает тот, кто первый восстановит картинку).
У детей развивается внимание, мышление, память, мелкая моторика.
4. Конвертик с набором геометрических фигур «Почини комбинезон пожарного»
Ребёнок закрепляет знание геометрических фигур, развивает моторику, умение ориентироватьтся на плоскости, внимание.
Шестой (дополнительный) блок включает в себя:
Конверт «Пожарные»;Карман с раскрасками «Мастерская художника», Конвертик-сюрприз!
1.Конверт «Пожарные»
В пластиковом конверте с кнопочкой атрибуты к сюжетной игре «Пожарные».
В комплект входит две кепки и два медальона пожарных. Дополнительно в игре дети могут использовать игровой модуль «Набор пожарного», который есть в нашей группе.
Игра помогает закрепить представления детей о работе пожарных; способствует развитию у них познавательного интереса; учит применять свои знания и умения на практике, быть внимательными, осторожными; расширяет словарный запас; создаёт между детьми дружескую атмосферу; воспитывает уважение к труду взрослых.
2. Карман с раскрасками «Мастерская художника»
Здесь для ребят простор для творчества. Дети не только могут раскрасить изображение, но и придумать, дорисовать сюжет.
Конвертик-сюрприз!
А что же в этом самом последнем конвертике? Ребёнок открывает… И понимает, что он МОЛОДЕЦ! Он выполнил все задания успешно!
|