Консультация для родителей
«Готовность ребёнка к школе»
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развитие психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Физиологическая готовность ребенка к школе.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологический аспект, включает в себя три компонента:
интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмо-
ционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает:
к первому классу у ребенка
1) должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
2)он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;3) ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
1). ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
2).толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать наконструктивные замечания взрослых и сверстников;нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
3).ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
1).понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
2) наличие интереса к учению и получению новых знаний;
3). способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
4).усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
4.Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
1)Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
2) Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
3) Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
4) Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица-подпрыгнуть.
2) Математика
1). Цифры от 0 до 10.
2 )Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
3 )Арифметические знаки: « », «-«, «=».
4) Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
5)Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.
3)Память
1)Запоминание 10-12 картинок.
2) Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
3) Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
1) Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
2) Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т.д.
3)Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
4) Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
5)Складывать пазлы без помощи взрослого.
6) Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.1)Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
2) Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.3)Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.4)Выполнять аппликации.
6) Речь. 1) Составлять предложения из нескольких слов. например,кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
2) Понимать и объяснять смысл пословиц.
3) Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
4) Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
5)Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир
1)Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
2) Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.их проблем.
Памятки, рекомендации родителям.
Памятка для родителей будущих первоклассников
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?
4. Где они работают и кем?
5. Как называется город, в котором ты живёшь?
6. Какая река протекает в нашем городе?
7. Назови свой домашний адрес.
8. Есть ли у тебя сестра, брат?
9. Сколько ей (ему) лет?
10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?
11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
14. Сколько времён года ты знаешь?
15. Сколько месяцев в году и как они называются?
16. Где правая (левая) рука?
17. Прочти стихотворение.
18. Знания математики:
- счёт до 10 (20) и обратно
- сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
- решение задач на сложение и вычитание
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем ты будешь заниматься в школе?
4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
5. Как нужно вести себя на уроках в школе?
6. Что такое домашнее задание?
7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?
8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?
|