консультация для родителей
"Переутомление как одна из причин
плохого поведения ребёнка"
Один из вопросов, который часто задают родители «Почему ребенок начинает плохо
себя вести?»
Вариантов ответов несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинаю-
щаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изме-
нения поведения ребенка проста – это усталость, переутомление.
Утомление – это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособ-
ность нервной системы ребенка. Глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадост-
ное настроение, активное поведение; сохранение черт, присущих конкретному ребенку в
спокойном, бодром состоянии (особенно засыпания, аппетита, поведения и пр.) – признаки отсутствия у ребенка утомления и переутомления.
Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические ре-
акции и, как следствие, - пассивное настроение и подавленный вид. Для избегания переутом-
ления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подхо-
дящий именно для вашего ребенка. Чтобы выработать такой «личностно-ориентирован-
ный» режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.п.
Внимательным родителям сделать это несложно!
Признаки утомления, усталости могут проявляться по-разному, вот некоторые из них:
- подавленное настроение;
_______________________________
- медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в гла-
зах, порой зевота;
_____________________________
- трудности с засыпанием;
_______________________________
- некое беспокойство или капризы в поведении , иногда беспричин-
ный плач;
_________________________________
- нарушения в координации движений, особенно рук;
_________________________________
- возникающие несвойственные ребенку агрессивные действия – разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.
_______________________________________
-чрезмерная активность, несвойственная ребенку – бесцельно бегает, прыгает, толкается.
__________________________________________
-Кроме того, у каждого ребенка есть свои, индивидуальные признаки переутомления, усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть
«в себя»; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.
Среди причин переутомления наиболее частые:
- чрезмерная нагрузка на нервную систему (стабильное посещение дошкольного учреждения, где ребенку предъявляются обязатель-
ные требования; постоянное нахождение ребенка в местах, где-
много людей);
- нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, напри-
мер);
- недостаточное пребывание на свежем воздухе;
- душное помещение, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение и т.д.
Сначала ребенок устает, потом утомляется (появляются вышеперечисленные призна-
ки), а затем следует переутомление – это уже болезненное состояние, требующее пси-
холого-педагогической, а порой медицинской помощи, могущее привести к проблемам раз-
вития (страхи, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.)
Конечно, каждый родитель по-своему стремится к тому, чтобы ребенок вырос веселым, активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим – т.е. прежде всего, психологически здоровым.
Достичь этого можно, следуя простым
рекомендациям.
Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать подготовительные
курсы при школе, а также тем, чья жизнь резко изменилась в виду некоторых причин (пе-
реезд на новое место, появление нового члена семьи и т.д.) Длительность адаптации
(привыкания) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:
- от возраста – чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся си-
туации, тем быстрее он устает;
- от темперамента – дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флег-
матики дольше адаптируются к новым условиям;
- от состояния здоровья – физически слабый, легковозбудимый ребенок утомляется бы-
стрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающих заболе-
вать;
- от наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто обща-
ется со сверстниками, ездит в гости к бабушке, знакомым, находится в общественных
местах и т.д.)
- от контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку;
- от разницы отношений взрослых дома и в детском саду – если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а детском саду строгие прави-
ла, воспитатель может и наказать, в результате проблемы с адаптацией неизбежны;
- от умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.
Памятка для родителей.
Как избежать утомления, переутомления ребенка
1.Следите за состоянием своего ребенка, реагируйте на его жа-
лобы.
2.Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового
(посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости).
3.Соблюдайте режим.
- 4.Сохраняйте дневной сон в выходные дни.
- 5.Обеспечьте витаминами своего малыша.
- 6. Чаще гуляйте, особенно в хорошую погоду – свежий воздух всегда положительно
- влияет на живой организм.
- 7. Чаще проветривайте комнату, где спит ребенок.
- 8. Предлагайте новые игрушки, игры. Играйте вместе.
- 9. Чередуйте спокойные и активные занятия.
- 10.Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные иг-
- ры. Чередуйте эти занятия с подвижными играми.
- 11. Обеспечьте малышу своевременный отдых.
- 12. Устраивайте совместный отдых в летнее время.
|